Смотрю за окошко — снег, смотрю на фотографии с Яндекс.Диска — а там лето. Чего-то так лета сразу захотелось. Ну и расскажу про гребешок, который нам подкинули с моим другом Максом. У собственника подстанции было слегка завышенное напряжение, замер по фазам показывал 249-253-251 вольта. С чем, собственно, жить можно, но местный электрик жаловался, что часто перегорают лампочки Ильича. Там еще требовалась и замена счетчика с трансформаторами тока, потому что владелец КТП закупил больше мощностей. Ну и мы тут подрядились все сделать скопом и еще напряжение подрегулировать. 

Объект работы — комплектная трансформаторная подстанция, походу военного исполнения. Не переживайте, она огорожена забором со всех сторон, так что дети на нее залезть не смогут.

Комплектная трансформаторная подстанция

Замена счетчика и установка трансформаторов тока

Дело было летом, было жарко. Замена трехфазного счетчика — дело вообще самое обычное, ну если с трансформаторами тока, то чуть посложнее — главное не попутать клеммы выводов вторичных цепей ТТ — И1 и И2. Как правило, самое проблемное — это втыкать эти трансформаторы в готовые шины, это нужно пилить, сверлить отверстия под крепления. 

Мы сняли нагрузку по низкой стороне, отключили линейный к трансформатору, даже нашелся рабочий ЛЗН. И начали монтаж. Поскольку исполнение военное, об эргономике речи не идет, главное — надежность! И пришлось лезть в открытую дверь, ложиться на шины и монтировать трансформаторы тока.

Регулировка напряжения трансформатора своими руками

На двери КТП даже виднеется какая то схема. Что характерно, место установки прибора учета снабжено локальным подогревателем — зеленая колба. Это резистор, я когда ходил на УПК в школе и учился на радиоэлектромонтажника, мы из таких сопротивлений делали мини-кипятильники. А вот на кой там висит оперативная штанга, я не понял, каких-то разъединителей по низкой стороне не было.

Ну и, думаю, пора переходить к сути поста. Короче, пока Макс ковырялся с подключением счетчика, меня, как менее опытного специалиста, послал прозондировать почву на тему, где тут напряжение регулируется на трансе. Трансформатор какой-то ТМГ с расширительным бачком, масло в бачке в норме. Но самое главное, что нашлась бирка на трансе, было четко видно, что он имеет 5 положений регулировки.

Выходное напряжение на трансформаторе регулируется двумя способами:

  • РПН (регулировка под нагрузкой);
  • ПБВ (переключение без возбуждения).

Если прямо совсем кратко, то РПН используется для больших трансов типа ТРДН, которые строят на питающих центрах. А вот для трансов поменьше подходит ПБВ. То есть трансформатор отключается и ручным переводом анцапфы (это такая «крутилка» сверху трансформатора) на какое-то положение вверх или вниз, выходное напряжение увеличивается или уменьшается. 

Осмотрел я нашу подстанцию со всех сторон — никаких видимых приводов или крутилок не нашел. Вдруг замечаю на крышке какую-то броненакладку, привернутую болтами к крышке трансформатора. Ну, думаю, конечно анцапфа там — типа уличное исполнение, поэтому ее и защитили от осадков.

Но открутив шесть гаек, я нашел там какой-то изолятор, назначение которого сложно определить. Осмотрев уже все что можно, мы нашли еще одно место где можно открутить гайки. 

Вот там-то и находилась анцапфа, но, видимо, изначально она регулировалась автоматически, потому что к ней был закреплен движок с редуктором. А впоследствии деталька, которая соединяла шпонки между собой, отвалилась и трансформатор навсегда застрял в самом «высоком» положении регулировки напряжения.

Ну а дальше все было просто: мы покрутили эту ручку и поняли, в какую сторону уменьшается напряжение. Дальше просто прозванивается вторичная обмотка, и трансформатор включается по высокой стороне. Дойдя до значений 230 вольт на выходе, мы закончили работу.