Смотрю за окошко - снег, смотрю на фотографии с яндекс диска, а там лето. Чето так лета сразу захотелось. Ну и расскажу про гребешок, который нам подкинули с моим другом Максом. У собственника подстанции было слегка завышенное напряжение , замер по фазам показывал 249-253-251 вольта. С чем собственно жить можно, но местный электрик жаловался что частно перегорают лампочки ильича. Там еще требовалась и замена счетчика с трансформаторами тока, потому что владелец ктпушки закупил больше мощностей. Ну и мы тут подрядились все сделать скопом и еще напряжение подрегулировать.
Объект работы - комплектная трансформаторная подстанция, походу военного исполнения. Не переживайте она огорожена забором со всех сторон, так что дети на нее залезть не смогут.
Замена счетчика и установка трансформаторов тока.
Дело было летом, было жарко. Замена трехфазного счетчика дело вообще самое обычное, ну если с трансформаторами тока , то чуть посложнее - главное не попутать клеммы выводов вторичных цепей ТТ - И1 и И2. Как правило, самое проблемное, это вкрячивать эти трансформаторы в готовые шины, это нужно пилить, сверлить отверстия под крепления.
Мы сняли нагрузку по низкой стороне, отключили линейный к трансформатору, даже нашелся рабочий ЛЗН. И начали монтаж. Поскольку исполнение военное, об эргономике речи не идет - главное надежность! И пришлось лезть в открытую дверь на фотографии, ложиться на шины и монтировать трансформаторы тока.
Регулировка напряжения трансформатора своими руками 8)
На двери ктпушки даже виднеется какая то схема. Что характерно, место установки прибора учета снабжено локальным подогревателем - зеленая колба на картинке. Это резистор, я когда ходил на упк в школе и учился на радиоэлектромонтажника мы из таких сопротивлений делали мини кипятильники). А вот на кой там висит оперативная штанга (кто увидел на картинке тот профи) я не понял, каких то разъеденителей по низкой стороне не было.
Ну и думаю пора переходить к сути поста. Короче пока Макс ковярялся с подключением счетчика, меня как менее опытного специалиста послал прозондировать почву на тему где тут напряжение регулируется на трансе. Трансформатор какой-то ТМГ с расширительным бачком, масло в бачке в норме. Но самое главное, что нашлась бирка на трансе было четко видно, что он имеет 5 положений регулировки.
Выходно напряжение на трансформаторе регулируется двумя способами:
- РПН (регулировка под нагрузкой)
- ПБВ (переключение без возбуждения)
Если прям совсем кратко, то РПН используется для больших трансов типа ТРДН, которые строят на питающих центрах. А вот для трансов поменьше подходит ПБВ. То есть трансформатор отключается и ручным переводом анцапфы (это такая крутилка сверху трансформатора) на какое-то положение вверх или вниз, выходное напряжение увеличивается или уменьшается.
Осмотрел я нашу подстанцию со всех сторон - никаких видимых приводов или крутилок не нашел. Вдруг замечаю на крышке какую то броненакладку привернутую болтами к крышке трансформатора. Ну думаю конечно анцапфа там - типа уличное исполнение, поэтому ее и защитили от осадков.
Но открутив 6 гаек я нашел там какой-то изолятор, назначение которого сложно определить. Осмотрев уже все что можно, мы нашли еще одно место где можно открутить гайки))
Вот там то и находилась анцапфа, но видимо изначально она регулировалась автоматически, потому что к ней был закреплен движок с редуктором. А впоследствии деталька которая соединяла шпонки между собой когда то отвалилась и трансформатор навсегда застял в самом "высоком" положении регулировки напряжения.
Ну а дальше все было просто - мы покрутили эту ручку и поняли в какую сторону уменьшается напряжение. Дальше просто прозванивается вторичная обмотка и трансформатор включается по высокой стороне. Дойдя до значений 230 вольт на выходе, мы закончили работу)